Каждый человек хочет избавиться от страданий и стать счастливым. Это цель, к которой стремятся все независимо от культуры и убеждений. И чем больше разные школы мысли будут обмениваться идеями, тем быстрее наша жизнь станет лучше.
В 2000 году институт Mind & Life1 собрал вместе западных психологов и буддийских монахов во главе с Далай-ламой. Их дискуссия о деструктивных эмоциях во многом определила дальнейшую работу учёных.
Через 20 лет они рассказали о своих трудах на саммите Science & Wisdom of Emotions2. В заключительный день снова зашла речь о деструктивных и конструктивных эмоциях. Учёные обсудили влияние Далай-ламы на развитие психологии, поделились планами и видением будущего. В беседе участвовали знаменитый исследователь эмоций Пол Экман3, эксперт по эмоциональному интеллекту Дэниел Гоулман4 и нейроисследователь Ричард Дэвидсон5. Учёный-монах Матьё Рикар6 дополнял дискуссию с буддийской точки зрения. Модератором выступила Ив Экман7, дочь и коллега Пола.
Содержание статьи:
Что такое деструктивные эмоции?
Для психологов любые эмоции нормальны, но иногда мы проживаем и выражаем их деструктивно. Тогда мы и называем эмоции деструктивными, хотя формулировка не совсем точна. Избавляться от них самих нет смысла. Нужно работать над своим поведением, анализировать мотивы и намерения. Это сложно: зачастую мы действуем раньше, чем осознаём свои чувства. Поэтому ключ к конструктивному проживанию эмоций – осознанность, а для её развития требуется желание, целеустремлённость, практика.
👌 В телеграм канале HappyPeople научные упражнения, как стать счастливее.
С точки зрения буддизма эмоции деструктивны, когда нарушают внутренний баланс, искажают восприятие, приносят страдания окружающим и нам самим. Например, праведный гнев при виде жестокости ведёт к её пресечению, а ненависть может вылиться в ещё большую жестокость. Разница в намерениях, действиях и последствиях. Контекст и длительность эмоций тоже важны: в идеале мы чувствуем то, что уместно здесь и сейчас. Неуместность или неумение переключаться чреваты страданиями.
Почему же Далай-лама предложил учёным тему деструктивных эмоций? Дело в том, что цель буддизма – избавление от страданий. Такие эмоции являются их источником – вот Далай-лама и захотел узнать, какие средства защиты есть у науки. В итоге дискуссия вышла познавательной для обеих сторон.
Как Далай-лама повлиял на науку
Традиционно в науке было два подхода. Один выделяет всего несколько базовых эмоций, которые образуют разные комбинации. Другой считает, что эмоций бесконечное множество, но мы ориентируемся среди них по нескольким шкалам: позитивность – негативность, напряжение – расслабление и т. д. Благодаря Далай-ламе в научной среде закрепилось понятие конструктивных и деструктивных эмоций, благотворных и вредных в плане последствий. Такое разделение полезно с точки зрения практики.
Далай-лама поставил ряд вопросов: как деструктивные эмоции влияют на общество? Каков их вклад в бедствия и страдания человечества? Как можно их ослабить или трансформировать? Как это повлияет на наше настоящее и будущее? Эти вопросы породили много исследований. Вместе с тем учёные задумывались: а что построить на месте деструктивных эмоций? Так они стали уделять больше внимания конструктивным эмоциям и состояниям: исследовать сострадание, альтруизм, доброту, радость, внутреннее равновесие. Произошёл всплеск интереса к медитации, ведь она помогает управлять деструктивными эмоциями и развивать конструктивные.
Наука изучала эффекты медитации и раньше, но только на уровне внимания и физиологии. Тема считалась бесперспективной – зато после судьбоносной встречи оказалась в тренде. Участники заинтересовались воздействием медитации на эмоции, начали изучать духовных практиков. Рикар был среди первых добровольцев и провёл 120 часов в аппарате фМРТ. Стало ясно, что медитация меняет мозг и психику. С тех пор исследования плодились в геометрической прогрессии; сейчас выходит более тысячи публикаций в год.
Практическая работа тоже идёт полным ходом. Например, Экманы создали программу «Развитие эмоционального баланса» (Cultivating Emotional Balance). В неё входят буддийские практики, но без религиозного смысла. На этом настаивал сам Далай-лама, чтобы поддержкой пользовались все независимо от убеждений. Программа наиболее актуальна для «помогающих» профессий. Учителя, врачи, психологи вкладывают душу в других людей и не всегда умеют заботиться о себе. Осознанность и управление эмоциями защищают их от выгорания, что полезно для всего общества.
Всё это прямое воздействие Далай-ламы. Но он повлиял на науку ещё и косвенно – через личности учёных. По словам Экмана, Далай-лама буквально излучает доброту. Это осязаемый факт, а не метафора: рядом с ним физически приятно находиться. Через этот опыт Экман навсегда избавился от проблем с гневом и расширил свою картину мира. Западный взгляд, отрицающий такие явления, может нас ограничивать – к такому выводу пришёл знаменитый учёный.
Взгляд в будущее
Будущее человечества может показаться мрачным на фоне бесконечного потока плохих новостей. Но, несмотря на угрозы и проблемы, надо помнить о наших возможностях. Каждый человек способен на сострадание, альтруизм, доброту.
Учёные говорят о сострадании как важнейшем направлении исследований. Многие живут по принципу «после меня – хоть потоп». С таким настроем нельзя решить глобальные проблемы, особенно климатические, которые ударят в полную силу по следующим поколениям.
Сострадание – это нить, которая соединяет настоящее и будущее. Оно побуждает нас заботиться о голодном африканском ребёнке, о процветании и самореализации всех ныне живущих, о будущем 8 миллионов видов на Земле.
Развивать доброту и сострадание – лучшее, что мы можем сделать для себя, для собственных детей и внуков, для будущих поколений землян. Тем временем учёные создают программы социально-эмоционального обучения, чтобы системно взращивать эти качества со школьной скамьи.
Дэвидсон предполагает, что доброту можно прививать не только через воспитание. Уже доказано, что психические травмы меняют работу наших генов и могут передаваться по наследству. Учёный задаётся вопросом: нельзя ли тот же механизм использовать для передачи доброты? Звучит фантастически, но такие исследования уже возможны.
А Гоулман напоминает: чтобы сострадание и доброта вели к грамотным действиям, людей надо просвещать. Например, обычный человек не знает, как его покупки влияют на окружающую среду. Но оценка жизненного цикла продукта позволяет рассчитать его экологическое воздействие на всех этапах – от производства до утилизации. Эта информация должна быть в моментальном доступе у людей, выбирающих товары. Тогда законы конкуренции вынудят компании заботиться о природе, пусть и из корыстных соображений.
Заключение
Далай-лама призвал учёных взглянуть на деструктивные эмоции как на причину бед и страданий человечества. Это дало импульс исследованию медитации и её широкому применению в отрыве от религии. Сейчас на первый план выходит изучение сострадания. Эта способность побуждает нас к заботе обо всём живом, поэтому является ключевой для планеты и человечества.